Внимание к латиноамериканской культуре стало одной из самых ярких тенденций последних лет. Латиноамериканские танцы с лёгкостью увлекают за собой миллионы новых поклонников, латиноамериканские хиты занимают первые места во всех хит-парадах, а живая латиноамериканская музыка радует посетителей лучших заведений по всему миру. Конечно, Киев не стал исключением, и вечеринки в стиле latino давно стали неотъемлемым атрибутом ночной жизни города. Caribbean club, Bodeguita del medio, Tarantino и другие заведения всегда готовы пригласить гостей в удивительный, загадочный и такой прекрасный мир Latino. Несмотря на такую популярность, мало кто может с лёгкостью рассказать о том, что же такое latino music, когда и как она возникла и благодаря чему она так легко покоряет мир. Попытаемся ответить на эти вопросы по порядку.
На счёт того, какую музыку всё-таки правильно называть модным словом «Латино» есть замечательный афоризм: «Попытаться найти определение латиноамериканской музыки – это то же самое, что пытаться поймать игру свет в корзину. На секунду Вам это удастся – Вы загляните в корзину и увидите все цвета радуги, но - одно неверное движение – и всё исчезнет!». А говорят так потому, что латиноамериканская музыка движется и развивается. Выйдя из колыбели (Южная Америка, Центральная Америка, Мексика, Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика, Португалия, Кабо-Верде), она, проникала в разные уголки мира, и впитывала многое от местных культур. Поэтому сейчас и Нью-Йорк, и Техас, и многие другие уголки мира можно считать местами развития латиноамериканской музыки.
А зарождаться она начала в 16 веке в котле, в котором смешалось культурное наследие многих народов: европейские языки (испанский и португальский), традиционные ритмы африканских племён (и привезли в собой рабы из Африки) и аутентичная культура образовали, что мы сейчас называем Афро-карибской культурой. Дело в том, что в отличие от других мест, на Карибских островах, рабам из Африки не запрещали играть на барабанах и других традиционных ударных инструментах. Конечно, музыка, которую они исполняли на них, была не только способом развлечься, она была средством общения, вечным закодированным посланием об их борьбе за свободу, надеждах, бедах и радостях. В 18-19 столетии эта музыка распространилась на большую часть Латинской Америки. В то же время происходило формирование североамериканского искусства, которое переняло характерные для Латины блюзовые интонации, африканские барабаны, ударные инструменты индейцев и европейские гармонии – в результате сформировался прообраз современного джаза. Необходимо отметить, что в каждой стране Латинской Америки происходило формирование своей собственной уникальной музыкальной культуры, при этом 4 страны – Куба, Бразилия, Аргентина и Мексика – в результате оказали наибольшее влияние на развития мировой музыкальной культуры в целом. В первую очередь речь идёт о таких ритмах, как болеро (Куба), самба, босанова (Бразилия), танго (Аргентина) и мариачи (Мексика). А современная латиноамериканская поп-музыка представляет собой весьма интересное культурное явление. Развиваясь в ключе новейших музыкальных тенденций, она опирается на традиционные ритмы – сальса, самба, меренге, танго, бачата, кумбия. Теперь несколько слов о том, что же значат эти слова. Сальсу иногда называют латиноамериканским джазом. Сальса опирается на кубинское мамбо и сон начала прошлого века. Этот стиль включает множество вариаций, а концепция его была оформлена кубинскими и пуэрториканскими иммигрантами в Нью-Йорке в середине 20 века. Cамба — бразильский музыкальный стиль, который образовался на основе африканских и европейских стилей, является символом Бразильского карнавала. Исполняется обычно с помощью сурду (басовый барабан) или тан-тана (высокий ручной барабан), также важным музыкальным инструментом при исполнении самб является каваку (маленький четырёхструнный инструмент, похожий на гитару). Меренге — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна. Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал. Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуиро (инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук ) и тамбора (деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами). Танго — старинный аргентинский народный танец, отличающийся энергичным и четким ритмом. Бачата — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики; как правило, характеризуется умеренным темпом. В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона. Кумбия - танец, возникший среди темнокожего населения Атлантического побережья Колумбии. Он сочетает в себе африканские ритмы и испанскую мелодичность, дополненную латиноамериканскими гармониями. Кумбию отличает от других известных латиноамериканских стилей особо ярко выраженный жёсткий ритм. В этом кумбия более походит на ямайскую музыку - значительно сильнее, чем, например, более мелодичная и прозрачная сальса. Современными популярными представителями этих стилей являются Celia Cruz, Buena Vista Social Club, Carlos Vives, Gloria Estefan, Roberto Carlos, Aventura. Интересно то, что на базе традиционных стилей создаются современные оригинальные синтетические жанры. Например, latino fusion – жанр, сочетающий в себе элементы поп-музыки и традиционных латиноамериканских ритмов. Одним из самых ярких представителей latino fusion в Украине является Rumores band. http://www.rumoresband.com Группа добивается оригинального звучания песен благодаря сочетанию этнического перуанского инструмента кахона, различной перкусии и акустических гитар с использованием современных процессоров.
|